AnatoliGreen (anatoligreen) wrote,
AnatoliGreen
anatoligreen

О проблемах психологии русского народа, которые мешают его экономическому развитию

Оригинал взят у trim_c в О проблемах психологии русского народа, которые мешают его экономическому развитию

Владимир Соловьев (16 января 1853, Москва — 31 июля 1900, имение Узкое, Московская губерния) — русский религиозный мыслитель, поэт, публицист, литературный критик; почётный академик Императорской Академии наук по разряду изящной словесности (1900). Стоял у истоков русского «духовного возрождения» начала XX века. Оказал влияние на религиозную философию Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, С. Н. и Е. Н. Трубецких, П. А. Флоренского, С. Л. Франка,как поэт повлиял на Андрея Белого, Вячеслава Иванова и в особенности на Александра Блока, прежде всего цикл "Стихи о Прекрасной Даме".

Владимир Соловьёв является одной из центральных фигур в российской культуре конца XIX века и не только по личному вкладу, но более всего по колоссальному влиянию, оказанному им на взгляды учёных, философов, писателей и других представителей творческой интеллигенции. Ранняя смерть Соловьева была безусловно значительной потерей и для русской религиозной философии, и для русской литературы


Ниже приведен заключительный параграф из его работы 1892 года "Мнимые и действительные меры к подъему народного благосостояния"

Если я скажу, что мы страдаем от бескультурности и что наше спасение только в культурном прогрессе, то это будет лишь верное теоретическое указание, но практическое решение задачи. Понятие культуры слишком сложно и в целом неопределенно, а предаваться культурному прогрессу по частям, не зная взаимной связи и отношения этих частей,-- дело в лучшем случае бесплодное.

Есть простые и общие условия, одинаково обязательные для исторической жизни народов, как и для личной жизни отдельных людей, и не менее непреложные, чем физические законы. Только при соблюдении этих условий или жизненных норм какая-нибудь мера или предприятие могут быть действительными и благотворными; без них же всякая мера, по-видимому, и сама: практичная и целесообразная, будет лишь мнимою мерою.

Представим себе человека, от природы здорового сильного, умного, способного и незлого,-- а именно таким и считают все, и весьма справедливо, наш русский народ. Мы узнаём, что этот человек или народ находится в крайне печальном состоянии: он болен, разорен, деморализован. Если мы хотим ему помочь, то, конечно, прежде всего постараемся узнать, в чем дело, отчего он попал в такое жалкое положение. И вот мы узнаём, что он, в лице значительной части своей интеллигенции, хотя и не может считаться формально умалишенным, однако одержим ложными идеями, граничащими с манией величия и манией вражды к нему всех и каждого. Равнодушный к своей действительной пользе и действительному вреду, он воображает несуществующие опасности и основывает на них самые нелепые предположения. Ему кажется, что все соседи его обижают, недостаточно преклоняются перед его величием и всячески против него злоумышляют. Всякого и из своих домашних он обвиняет в стремлении ему повредить, отделиться от него и перейти к врагам -- а врагами своими он считает всех соседей. И вот, вместо того, чтобы жить своим честным трудом на пользу себе и ближним, он готов тратить все свое состояние и время на борьбу против мнимых козней. Воображая, что соседи хотят подкопать его дом и даже напасть на него вооруженною рукой, он предлагает тратить огромные деньги на покупку пистолетов и ружей, на железные заборы и затворы. Остающееся от этих забот время он считает своим долгом снова употреблять на борьбу -- с своими же домашними...

Узнав все это и желая спасти несчастного, мы не станем, конечно, ни снабжать его деньгами, ни лечить от лихорадки или чего-нибудь другого. Мы постараемся убедить его, что мысли его ложны и несправедливы. Если он не убедится и останется при своей мании, то ни деньги, ни лекарства -- не помогут. Если же убедится и образумится, откажется от нелепых идей и обидных действий, то будучи человеком умным, способным и крепким, легко найдет в самом себе средства восстановить свое здоровье и поправить свои дела.

Всем этим я хотел пока только сказать по адресу некоторой части нашей печати, что и целые народы, погибающие от ложных мыслей и неправильной жизни, одною агрономией и экономией, без внутренней правды, спасены быть не могут.

Сентябрь, 1892г.


Что могу к тому добавить, к мнению ума, несомненно выдающегося.

В России за пять лет меняется всё, а за 125 лет ничего не меняется.
И все те же страхи терзают русскую душу и все так же они мешают им жить.
И по-прежнему кажется России, что ей мешают жить грузины, хохлы и пиндосы. И вот если их всех победить, то будет жизнь-малина.

А мне сейчас расскажут. что это моя ненависть к русским говорит, и я все это придумал.
Но видимо и Владимир Соловьев тоже русофобией страдал.


P.S. И нужно ли говорить, чью фотографию и чью биографию выдает всезнающий Гугл на запрос "Владимир Соловьев"? Нцу там правда и жена и дети и все подробности личной жизни. И то - ну ком у сегодняшней России нужен какой-то религиозный философ, повлиявший на Блока. Который тоже не нужен
Subscribe

  • Что я голым скакал, Что я песни орал...

    Замечен голым на балконе: два епископа отстранены судом РПЦ от служения Высший Общецерковный суд РПЦ запретил в служении двух епископов,…

  • Но выпороть её за тупорогость стоило бы!

    "Скорее ад замерзнет" — Литва отказалась выдать Тихановскую Лукашенко Литва не намерена рассматривать просьбу белорусской…

  • И ещё один облом...

    Турция заявила, что поддержит Украину с моря в случае конфликта с Россией Турция превратилась из партнёра России в вероятного противника.…

promo anatoligreen november 5, 2017 04:13 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Промо блок свободен абсолютно для всех
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment