AnatoliGreen (anatoligreen) wrote,
AnatoliGreen
anatoligreen

Categories:

Нефть и газ в Украине часть 2

18 апреля 1924 г. при углублении первой скважины Дашавского месторождения был получен настолько большой приток газа, что с помощью существовавшего тогда надземного оснащения нельзя было его укротить и имевшимися тогда приборами замерить его дебит. Только 12 июня 1924 г. в устье буровой скважины удалось смонтировать фонтанную арматуру, которая смогла выдержать давление в 3,7 МПа. Свободный дебит буровой скважины исчислялся приблизительно 720 тыс. м 3 /сут. при статическом давлении в устье 6,3 МПа. По производительности эту буровую скважину специалисты сравнивали с самыми продуктивными газовыми скважинами Румынии и США.

В связи с падением добычи попутного нефтяного газа на Бориславском месторождении, увеличением потребности в газе в этом районе построенный в 1924 г. газопровод Стрый – Дрогобыч – Борислав – Стебник (протяженностью 55 км) стал и основной магистралью для дашавского газа. Газ подавался в объеме 200 тыс. м 3 /сут. при давлении в начале газопровода 2,5 МПа. Со временем был сооружен газопровод Дашава – Жидачев – Ходоров, а в 1929 г. Дашава – Львов (длиной 81 км). Проект последнего был разработан еще в 1924 г.

В довоенный период при бурении скважин и добыче газа использовалась несовершенная техника. Бурение проводилось ударным способом. На бурение одной скважины на Дашавском месторождении с ее громоздкой конструкцией (количество обсадных колонн, которыми оснащались буровые скважины, доходило до семи – восьми) нужно было потратить два года.

Рис. 8.28. Памятный знак на Дашавском газовом месторожденииРис. 8.28. Памятный знак на Дашавском газовом месторождении

Большим тормозом для развития газовой промышленности Прикарпатья было отсутствие в регионе любой (кроме нефтяной и соледобывающей) промышленности, которая могла бы потреблять газ. А развивать промышленность в Западной Украине, которую официально называли «малопольской» и считали аграрным придатком тогдашней Польши, не входило в интересы ее правительства. Кроме того, тяжело было преодолеть консерватизм местной власти, доказать ей преимущества использования природного газа для промышленных и бытовых потребностей.

Так, разработанный в 1924 г. проект газопровода Дашава – Львов был реализован лишь через пять лет. Для развития сети распределительных газопроводов нужны были значительные капиталовложения, которые при отсутствии больших потребителей окупались не сразу, что приводило к замораживанию средств. Поэтому частные фирмы и отдельные предприниматели отдавали предпочтение вкладам в нефтяную промышленность, которая обеспечивала получение прибыли в более короткие сроки. Значительно затормозил развитие газовой промышленности также общий экономический кризис 1929–1933 гг., охвативший и Прикарпатье.

В 1912 году при бурении скважины на соль в районе г. Калуша был получен значительный приток газа с глубины 500 м. При углублении скважины открылся фонтан газа с глубины 800 м при давлении в устье 8,0 МПа. Выброс газа продолжался несколько месяцев. Работы в буровой скважине были прекращены.

В связи со значительным притоком газа делались первые шаги по его использованию для отопления Калуша, а также обсуждался вопрос о строительстве газопровода к г. Станислав (ныне Ивано-Франковск). Однако первая мировая война прервала работы в этом направлении.

Только после 1933 г. отмечается некоторое оживление буровых работ, проведение региональных исследований, расширение разведывательных работ. Этому, в частности, способствовало постепенное внедрение роторного способа бурения, который вытеснял канатно-ударный, что позволило увеличить скорость бурения в 5 раз по сравнению с ударным, сократить затраты обсадных труб вдвое. Именно на данный период приходится внедрение в предгорьях Карпат новых геофизических методов разведки (сейсморазведка, гравиметрия, магнитометрия), которые применялись при структурно-картировочном бурении. В 1933 г. были заложены первые разведывательные буровые скважины за пределами с. Дашава: в районах сел Угерское, Опары и г. Косова. Проведенные роботы дали обнадеживающие результаты. В конце 1933 г. на Опарской площадке был получен небольшой приток газа с глубины 190 м с давлением в 1 МПа в устье буровой скважины. В 1934 г. в районе г. Косова и с. Угерское также обнаружились первые газопроявления с глубины до 300 м.

Несмотря на наличие перспектив открытия и освоения новых газовых месторождений в Прикарпатье, разведывательное и эксплуатационное бурение в предвоенные годы велось очень медленными темпами, что было связано в основном с ограниченным потреблением газа. Так, в 1933 г. добывающие возможности Дашавского месторождения превышали потребление газа вдвое, в 1934 г. – втрое.

За 10 довоенных лет в Прикарпатье были сооружены только два небольших газопровода от Дашавского месторождения: Ходновичи – Ходоров диаметром 152,4 мм и Дашава – Моршин – Болехов – Долина – Выгода диаметром 125 мм, общей протяженностью 92 км. Суммарная длина магистральных газопроводов на территории Западной Украины составляла тогда 310 км.

В 1938 г. на Дашавском месторождении эксплуатировались 25 буровых скважин, годовая добыча газа из которых составляла 198 млн. м 3.

С первых дней вхождения западноукраинских земель в состав Украинской ССР в 1939 г. газовая промышленность Прикарпатья было национализирована.

На протяжении 1940 г. было введено в действие новое газовое месторождение – Опарское – с двумя эксплуатационными буровыми скважинами. Поэтому общая добыча природного газа по сравнению с 1938 г. почти удвоилась и достигла 341 млн. м 3.

Введение в действие Опарского месторождения, кроме увеличения добычи газа, способствовало улучшению эксплуатации Бориславского нефтепромыслового района, так как после сооружения в 1940–1941 гг. газопровода Опары – Борислав создались условия, благодаря которым весь попутный нефтяной газ использовался для производства газолина.

На протяжении 1940–1941 гг. был также построен новый газопровод Дашава – Львов протяженностью 65 км, что имело большое значение для обеспечения топливом промышленности и удовлетворения бытовых потребностей населения города.

В 1940 г. был разработан проект первого на то время в Европе магистрального газопровода Дашава – Киев. При введении его в действие планировалось сэкономить 1 млн. т дорогого донецкого угля, который ежегодно потреблял Киев. Тем не менее эти планы не были реализованы из-за Великой Отечественной войны.

Газовая промышленность развивалась не только на западе но и на востоке Украины. Здесь ее развитие было связано, как и в других европейских странах, с использованием коксового газа подземной газификации угля.

В 30-е годы ХХ ст. в Донецком угольном бассейне были построены первые газопроводы небольшой протяженности, в частности от Рудченковского коксохимического завода к Металлургическому заводу в г. Донецке. Однако из-за того, что своевременно не была построена установка очистки коксового газа, газопровод вскоре оказался забитым нафталаном.

В начале 30-х годов был сооружен газопровод от завода «Азовсталь» к Заводу им. Ильича в г. Мариуполе протяженностью 6 км, частично газифицировали Донецк – в ноябре 1934 г. был торжественно зажжен первый газовый факел.

Начиная с 1934 г. зажжение газовых факелов стало традиционным ритуалом при введении в действие магистральных газопроводов или подведении газа к населенным пунктам и важным обьектам потребления газа.

Именно на Донбассе зародилась газовая промышленность на базе коксового газа.

На другом, Приазовском, газовом месторождении вблизи Мариуполя еще в 30-е годы ХХ ст. запасы газа на глубине 60–115 м определялись в объеме от сотен миллионов до нескольких миллиардов кубических метров. К началу Великой Отечественной войны этот газ поставлялся электростанции мощностью 25 кВт, им отапливались пекарни.

Наибольшими событиями для послевоенной газовой промышленности Украины надо считать обновление подавляющего большинства обслуживающего персонала газовых промыслов, открытое фонтанирование газа на Угерском газовом месторождении и строительство одного из наиболее протяженных в Европе магистральных газопроводов газопровода Дашава – Киев (рис. 8.29).

В период 1951–1975 гг. количественные и качественные показатели газовой промышленности были чрезвычайно высокими. В западном регионе в этот период разрабатывали семь месторождений. Украина стала ведущей газодобывающей страной Европы (рис. 8.30). Определяющие черты этого периода такие:

Открытие и введение в действие новых, интенсификация разработки старых газовых месторождений, разработка новых залежей в западном регионе. Прикарпатский газ под названием дашавского становится известным не только в Украине, но и во всем мире.

Открытие в 1950 г. и введение в эксплуатацию в 1956 г. уникального Шебелинского газоконденсатного месторождения, что ознаменовало начало бурного развития газовой промышленности в самом перспективном восточном регионе – в Днепровско-Донекой впадине. С введением в действие Шебелинского месторождения вместе с разработкой газовых начинается эксплуатация газоконденсатных месторождений и зарождается новая подотрасль газовой промышленности – газоперерабатывающая.

Введение в эксплуатацию газовых месторождений в Крыму: Глебовского (1966) и Задорненского (1968) газоконденсатных и Джанкойского (1970) газового, что послужило началом использования ресурсов южного газодобывающего региона.

Сооружение и введение в действие больших магистральных газопроводов с подачей газа в Россию, Молдову, Беларусь, Литву, Латвию, межгосударственного газопровода

«Братство» с подачей газа в бывшую Чехословакию и Австрию, расширение украинской сети магистральных газопроводов, резкий рост газопотребления в стране.

Рис. 8.30. Динамика добычи газа в УкраинеРис. 8.30. Динамика добычи газа в Украине

Рис. 8.29. Строительство одного из участков газопровода Дашава–КиевРис. 8.29. Строительство одного из участков газопровода Дашава–Киев

Сооружение и введение в действие первых пяти подземных хранилищ газа (Угерского, Дашавского и др.).

В послевоенный период началось развитие новой отрасли – трубопроводного транспортирования нефти и газа. Длина газопроводов с отводами по территории Украины составляет 36,7 тыс. км. Их обслуживают 121 компрессорная станция, сеть газораспределительных и газоизмерительных станций. Длина нефтепроводов 5,8 тыс. км (с 51 нефтеперегонной станцией) и нефтепродуктопроводов – 5,3 тыс. км.

На территории Украины сооружены и действуют 13 подземных хранилищ газа с объемом хранения 43 млрд. м 3 для его накопления с целью использования в зимний период.

Газотранспортная система Украины – мощнейшая в мире по объему транзита природного газа через свою сеть – выполняет две основные функции: обеспечение потребителей нашего государства газом и транзит российского природного газа в европейские страны. Пропускная способность газотранспортной системы на входе в Украину составляет 290 млрд. куб. м, на выходе – 170 млрд. куб. м газа в год, в том числе 135 млрд. куб. м в европейские страны.

Первым магистральным газопроводом в Украине стал газопровод Дашава–Киев. В 1948 г., в период возрождения разрушенной войной экономики, по нему началось снабжение природным газом Киева и Тернополя. К тому времени это был самый мощный в Европе газопровод, длина которого составляла 509 км, диаметр – 500 мм. Пропускная способность газопровода после строительства компрессорных станций в Тернополе, Красилове, Бердичеве и Боярке составила свыше 1,9 млрд. куб. м в год. С этого газопровода началось формирование, становление и развитие сегодняшней газотранспортной системы Украины.

С 1951 г. украинский газ начал поставляться в Россию. В 1960 г. прикарпатский газ получила Беларусь (г. Минск) по магистральному газопроводу Дашава–Минск длиной 1725 км. Со временем этот газопровод был продолжен до Вильнюса и Риги. В 1966 г. украинский газ получила Молдова. В следующем году началась подача газа в бывшую Чехословакию, в 1968 г. – в Австрию, в 1974 г. – в Италию и Болгарию через территорию Румынии, в 1975 г. – в Венгрию.

Украинская газотранспортная система тесно соединена с подобными системами соседних европейских стран – Польши, Беларуси, России, Румынии, Молдовы, Венгрии, Словакии, а через них интегрирована в общеевропейскую газовую сеть. Поэтому без преувеличения можно сказать, что газотранспортная система Украины является мостом между газодобывающими регионами – Россией и Средней Азией – и потребителями промышленно развитой Европы (рис. 8.31.).

Надежность транзитных поставок газа и газоснабжение внутренних потребителей в значительной степени обеспечиваются комплексом подземных хранилищ газа, расположенных в основном в западном регионе. Сеть газохранилищ является мощнейшей в Европе, может эффективно использоваться не только для собственных потребностей, но и для потребителей газа в Центральной и Западной Европе.

В структуре газопроводов Украины преобладают трубопроводы больших диаметров. Газотранспортная система Украины постоянно расширяется. За последние 9 лет построено и введено в эксплуатацию 5,0 тыс. км магистральных газопроводов и отводов от них, 9 компрессорных цехов мощностью 420 - МВт. Сюда входят как транзитные мощности (газопроводы Торжок–Долина, Хуст–Сату-Маре, компрессорные станции на газопроводе

«Прогресс», компрессорная станция «Орловка»), так и мощности для транспортировки газа внутренним потребителям (газопроводы Донецк–Мариуполь, Краматорск–Донецк, Джанкой–Феодосия–Керчь и др.).

Относительно расширения газотранспортной системы, то только введенный в действие в 1999 году газопровод Хуст–Сату-Маре (Румыния) дает реальную возможность увеличить объем транзита газа в Румынию, а в дальнейшем и в другие страны юга Европы до 10 млрд. куб. м в год.

Наиболее перспективным в плане увеличения объемов транзита газа является направление на балканские страны и Турцию. С этой целью было создано украинско-российскотурецкое акционерное общество с иностранными инвестициями «Газтранзит». В соответствии с соглашением, действующим между Украиной и Россией, объем транзита российского газа через Украину в страны Европы в 2005 году должен составить 143,8 млрд. куб. м, в том числе в балканском направлении 36,7 млрд. куб. м. Проект увеличения транзита газа в указанном направлении через территорию Украины является наиболее экономичным и может быть быстро реализован.

Расширение газотранспортной системы Украины с ее огромным техническим потенциалом, развитой инфраструктурой, квалифицированным персоналом не требует значительных капиталовложений и является экономически очень выгодным для всей газовой сети Европы по сравнению со строительством новых газопроводов, технико-экономическое обоснование которых часто уступает место политическим мотивам.

Газотранспортная система Украины включает в себя 37600 км газопроводов, 1607 распределительных и 73 компрессорных станций, 13 подземных хранилищ газа емкостью более 32 млрд м 3. На входе ГТС способна принять до 290 млрд м 3, на выходе — передать 175 млрд м 3 природного газа (в том числе — 140 млрд м 3 странам Западной и Центральной Европы).

Рис. 8.31. Газотранспортная система Украины (рисунок приведен на языке оригинала)Рис. 8.31. Газотранспортная система Украины (рисунок приведен на языке оригинала)

Рис. 8.32. Структура расхода природного газа по направлениям потребления в 2001 г.Рис. 8.32. Структура расхода природного газа по направлениям потребления в 2001 г.

Украина имеет значительные залежи природного газа. Наибольшая их часть сосредоточена в восточном регионе (около 85%). На западный и южный приходится приблизительно 15% залежей (соответственно 10 и 5%). Ситуация осложняется тем, что почти половина запасов газа размещена на месторождениях, которые находятся в конечной стадии разработки. Около 90% эксплуатационного фонда скважин, обеспечивающих свыше 70% газодобычи, сконцентрировано именно на этих месторождениях. Значительное количе ство продуктивных пластов не разрабатывается в надежде на внедрение новейших технологий и повышение коэффициента конденсатоотдачи.

Роль нефти и газа в развитии экономики. Нефть, газ и продукты их переработки имеют огромное значение сегодня для функционирования экономики и жизни населения и будут иметь еще большее значение в перспективе.

В процессе переработки нефти, как уже говорилось, получают автомобильный бензин разных марок, дизельное топливо, мазут, осветительный газ, печное топливо, нафтобитум, электродный кокс, моторные и индустриальные смазочные масла, пластические смазочные масла и смазочно-охлаждающие жидкости, парафины, растворители (бензол, толуол), этилен и т.п.

Природный газ широко используется как топливо на теплоэлектроцентралях, вырабатывающих электрическую и тепловую энергию для крупных городов, в производстве строительных материалов, коммунально-бытовом хозяйстве, потребляется в металлургической, цементной и химической промышленности (рис. 8.32). Последняя использует газ как сырье для производства минеральных удобрений, получения этилена и пропилена, из которых вырабатывают пластические массы, синтетический каучук, искусственные волокна и т.п. Применение природного и попутного нефтяного газа позволяет существенно упростить и ускорить множество важных технологических процессов.



https://anatoligreen.dreamwidth.org/2472540.html
Tags: газ, нефть, экономика
Subscribe

promo anatoligreen november 5, 2017 04:13 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Промо блок свободен абсолютно для всех
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments