AnatoliGreen (anatoligreen) wrote,
AnatoliGreen
anatoligreen

Categories:

Чьи земли захватили "русские"?

Удмурты и мордва в русской литературе

Валерий Зенкин: «Я эрзя. Я говорю на удмуртском и русском языках.
Стоит только 'титульному' этносу узнать о том, что ты не один из них, что ты смеешь быть не русским, что ты смеешь говорить на родном языке, начинается срач!
Высказываются тезисы о твоей неспособности выражаться на своём языке из-за того, что ты живешь в русском городе ( хотя, на минуточку, Москва основана на месте финно-угорского городища .)

Честно, мне смешно!
Почему я, представитель своего этноса, должен слушать русских и потакать им, почему я должен затыкать свое самосознание во благо их комфорта, почему я не могу говорить на своём языке с друзьями?!
Пусть те, кто как и свои предки, затыкающие нас, финно-угров, подойдут к кавказцам, и заткнут их, а не нас! Мы титульный этнос! Мы эрзя, мокша, мурома, меря и т.д. Мы жили на территории Московии до русских!»


 Позволю высказать здесь себе несколько рассуждений от собственного опыта. Боюсь что что-то нарушено ни в эрзя, мокше и муроме, и мерянях (к последнем отношусь крайне негативно, лучше б умирающий горно марийский поддержали, вместо того, чтоб придумывать мерянский), есть что-то более глубинное, глубинное в негативном отношение к удмуртам. И именно к удмуртам (ни к коми!), что я вам не могу четко сформулировать, но что явно уходит корнями куда-то в историю. К эрзянам никогда не было негативного отношения, в худшем случае оно было презрительно сочувственным. Когда я живя четыре года в Саранске занимался эрзянским, реакция московской церковной-интеллигентной публике была скорее умилительно доброжелательная: «Зов крови!»«Делать просто не чего в Саранске вот во скуке и занялся!», «Принеси Отче наш на эрзянском!» или просто бытовая прозаическая «Да ему фины деньги платят!»

Когда несколько лет спустя я решил заняться удмуртским, реакция была иная более грубая «Русофоб!», «Родину не любишь!» «С дуба шлепнулся», более оскорбительные для удмуртов реплики предпочту опустить. Актуально политические темы здесь не при чем, потому что, все это началось еще до украинского кризиса.

 У меня такое ощущение что здесь есть более глубинные корни. Можно обратится к классике русской литературы более чем сто летней давности, а именно к Владимиру Галактионовичу Короленко (Рускоязычному украинскому писателю.......длинная улыбка), что бы понять, что разница в отношение к мордве и к вотякам существовала уже тогда.

 Кузька -- Мордовскй богъ. (Повѣсть изъ истории (!) Мордовскаго народа). К... Нижний-Новгородъ, типогр. губ. Правления. 1898. Описывает события 1810 г. с очень даже симпатизирующим тюрюханину Кузьке юмором. (Тюрюхане — исторический пример русско эрзянской креолизации, сейчас это субэтническое явления юга Нижегородской Губерниии полностью исчезло, но во времена Короленко еще существовало). И то как с этими богом обошлась русская власть очень, очень показательно, просто сослала для порядка в Иркутск. Но в общем и целом образ мордвина в русской литературе скорее положительный, и даже более это образ незапятнанный цивилизацией чистой души.

 А вот образ удмурта принципиально иной, как мы знаем из защитительных речей того же Короленко по Мултанскому делу. Это образ скорее презрительно негативный. Красочно описанный в Глазовских воспоминаниях этого писателя «Ненастоящий город»: «Меня поразило то чувство презрительной злобы, которое сверкало в его глазах, когда он говорил о вотяках. — «Разве это люди»,— сказал он почти с ненавистью. «Поверите: коровы у них по неделям бывает не доены ходят... Так молоко и пропадает, телята все сосут...Он пнул ногой проходившего мимо пьяненького вотяка, посмотрел на пеструю и шумную толпу, копошившуюся по грязному базару, и сказал: «От сырости этот народ заводится...».

Так что есть что более глубинное, что мы до сих пор не можем осознать.

P. S. Показал сие творение одному марийцу, а вот тоже интересно черемиская тема в русской литературе, кажись вообще не представлена?

Комментарий от: Boljaenj Syresj

"Мы, эрзяне, жили здесь не одну тысячу лет. Никаких славян тут не было.  "Русские" это результат смешения ордынских племён, принявших христианство с местными народами.  "Русский" это единственное название национальности, которое отвечает не на вопрос "кто?", а на вопрос "какой"? "чей"? То что "русские по умнее будут" -согласен. Никто не приложил столько усилий для фальсификации истории как "российские историки". Особенно екатерининская "Комиссия по написанию записок по истории, преимущественно России"! Именно за врем работы этой комиссии были "по счастливой случайности" найдено большинство "документов" на которые вы ссылаетесь, перестроены церкви и монастыри, уничтожены документы "порочащие историю "рюриковичей"! Именно ими хотели себя видеть потомки тюрков, мерян и других народов, вдруг застеснявшихся своих "тёмных и необразованных" предков. При этом у этих "тёмных и необразованных" эрзян, например, слова "читать" и "писать" - свои! Процессы сельскохозяйственные описываются своими словами! А это значит, что эрзяне были оседлым народом на своей земле, на берегах своих рек и озёр задолго до прихода орды. Не с Марса. Тутошние мы. И ничего не забыли! 



https://anatoligreen.dreamwidth.org/2374073.html
Tags: мокша, мордва, москва, русские, эрзя
Subscribe

promo anatoligreen november 5, 2017 04:13 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Промо блок свободен абсолютно для всех
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment